Порядок проведения Специальной оценки условий труда (СОУТ) в ИНТЕРТЕСТ

1. Организация специальной оценки условий труда

Обязанности по организации проведения СОУТ возлагаются на работодателя. СОУТ проводится совместно работодателем и аккредитованной организацией, имеющей право проводить подобные проверки.

Специальная оценка условий труда осуществляется на всех рабочих местах работодателя с учетом их особенностей не реже одного раза в пять лет на каждом рабочем месте.

2. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

Для организации СОУТ работодателем создается комиссия, ответственная за проведение оценки.

В состав комиссии должны быть включены:

  • представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. Один из представителей работодателя или сам работодатель назначается председателем комиссии;
  • представители профсоюзной организации или иного органа, представляющего интересы работников;
  • эксперты аккредитованной организации.

Затем комиссия по специальной оценке условий труда составляет и утверждает перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, и график её проведения.

3. Идентификация вредности и/или опасности

Идентификацией вредности и/или опасности производственных факторов или трудового процесса является сопоставление таких факторов на рабочих местах работодателя с факторами, предусмотренными Классификатором вредных и опасных факторов производственной среды, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти. Идентификация вредных и и/или опасных факторов на рабочих местах осуществляется проводится экспертом организации, проводящей СОУТ, а её результаты утверждаются комиссией.

Условия труда на рабочем месте признаются допустимыми, если в ходе идентификации на нём не было выявлено вредных и/или опасных факторов. В противном случае комиссия принимает решение проведении исследований и измерений данных факторов производственной среды и трудового процесса.

По итогам идентификации комиссией оформляется перечень рабочих мест, подлежащих дальнейшим исследованиям, с описанием выявленных на них вредных и/или опасных производственных факторов или трудового процесса.

4. Декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда подается работодателем в государственную инспекцию труда. Декларированию подлежат рабочие места, на которых в ходе идентификации вредности и/или опасности производственных факторов или трудового процесса таковых выявлено не было.

Декларация соответствия условий труда нормативным требованиям действительна в течение 5 лет.

5. Вредные и/или опасные факторы производственной среды и трудового процесса, исследуемые и измеряемые при проведении СОУТ

физические факторы:

  • аэрозоли преимущественно фиброгенного действия;
  • шум;
  • инфразвук;
  • ультразвук воздушный;
  • вибрация общая и локальная;
  • неионизирующие излучения:
    • электростатическое поле;
    • постоянное магнитное поле;
    • электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц);
    • электромагнитные излучения радиочастотного диапазона, в том числе лазерное и ультрафиолетовое;
  • ионизирующие излучения;
  • микроклимат;
  • световая среда;

химические факторы:

  • химические вещества и смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы, которые получают химическим синтезом и/или для контроля содержания которых используют методы химического анализа;

биологические факторы:

  • микроорганизмы-продуценты;
  • живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах;
  • патогенные микроорганизмы;

тяжесть труда:

  • нагрузки на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма;

напряженность труда:

  • сенсорные нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств.

Результаты специальной оценки условий труда

По итогам проведения специальной оценки условий труда, проводившая её организация, составляет отчёт, который включает следующие результаты:

  • сведения об организации, проводившей СОУТ;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ;
  • карты специальной оценки условий труда;
  • протоколы проведения испытаний и измерений вредных и опасных химических и физических факторов производственной среды, если таковые были идентифицированы;
  • протоколы оценки средств индивидуальной защиты;
  • протоколы оценки тяжести и напряжённости трудового процесса;
  • протоколы оценки травмоопасности;
  • протоколы заседаний комиссии специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий труда.

Необходимость внедрения специальной оценки условий труда

1. Компенсация рисков. Система аттестации непосредственно связана с условиями труда работников, кроме того ТК РФ гарантирует им материальную компенсацию рисков, а потому необходима чёткость в определении вредности и опасности условий их труда.

2. Страховые тарифы. В зависимости от имеющихся производственных рисков устанавливается материальная ответственность работодателей перед Пенсионным Фондом РФ в виде специальных страховых тарифов. Необходимость СОУТ также определяется тем, что размер страховых тарифов пропорционален рискам, которые были причинены работнику, т. к. материальная компенсация рисков работнику выплачивается именно в Пенсионном Фонде РФ.

На данный момент все эти вопросы регулируются длинным перечнем нормативно-правовых актов. Разработка единой системы и центра специальной оценки условий труда, которая заменит проведение аттестации, позволит:

  • централизовано определять уровень и порядок начисления компенсаций;
  • тарифов страхования рисков;
  • а также размера отчислений, которые будут обязательны для работодателя, на котором лежит ответственность за обеспечение достойных условий труда для своих работников и высокий уровень их безопасности.

Цели и задачи новой системы оценки условий труда

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» определяет общую процедуру специальной оценки условий труда в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Краснодаре и на предприятиях, работающих в стране, в целом. Данный Федеральный закон помогает:

  • проводить специальную оценку условий труда офисных сотрудников;
  • четко определять порядок возмещения и компенсации рисков, возникающих на опасных и вредных производствах;
  • увеличить заинтересованность работодателей в обеспечении безопасности рабочих мест и улучшении условий труда своих работников;
  • стимулировать финансирование развития и обеспечения безопасности производственного процесса с целью снижения последующих затрат на компенсацию вредных и опасных для здоровья условий труда.
Онлайн заявка
Обратный звонок